сколько у нас в стране врачей?

ОБЫКНОВЕННЫЙ САДИЗМ
(7дней.последний номер)
В комнату, полную людей, вводят собаку. В ее глазах — смертельный ужас. Инстинкт не подводит животное: через несколько минут собаке вскрывают вену. Десятки окруживших ее людей наблюдают, как она медленно умирает… Это не сборище сатанистов или садистов. Это занятия в обычном медуниверситете — студенты изучают, как реагирует организм на кровопотерю. Люди часто жалуются на бездушие врачей. Откуда оно берется? Как рождается жестокость? На прошедшей в середине ноября этого года в Белорусском госмедуниверситете Международной научно-практической конференции, посвященной деятельности комитетов по биоэтике и биоэтическому образованию, речь шла также и об этом.
«Я это делал своими руками, — рассказывает первый проректор Белорусского государственного медицинского университета Сергей Денисов. — Например, опыты над лягушкой, когда без всякого усыпления ей ножницами отрезают верхнюю челюсть и полголовы. При этом открывается позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Он разрушается с помощью зонда либо проволоки, чтобы иметь возможность понаблюдать, как это сказывается на организме лягушки. И у нас, тогдашних студентов, даже мысли не возникало, что то, чем мы занимаемся, является жестокостью в чистом виде.
Конечно, если предстояло вскрытие брюшной полости собаки или операция по ампутации ноги, ей давали наркоз. Кстати, ногу ампутировали не для того чтобы вылечить, а для того, чтобы продемонстрировать студентам, как это нужно правильно делать. После операции собаку отпускали, выбросив ампутированную ногу в мусорное ведро. Если же обессилевшее от опытов (а по сути, пыток) животное требовалось умертвить, — как это делалось? К четырем лапам привязывались провода и втыкалась вилка в обыкновенную розетку в 220V. Это даже не электрический стул — там пропускается заряд в десятки тысяч вольт, и смерть наступает мгновенно. А здесь — длительные конвульсии, мучительная агония… Сейчас этот метод признан негуманным и запрещен. А раньше это все считалось в порядке вещей»...
Раньше животных не жалели. На подготовку медиков в год уходило по несколько тысяч лягушек, морских свинок и белых мышей, сотни собак и крыс. Теперь Белорусский государственный медуниверситет отказался от экспериментов над крысами и собаками. Его сотрудники считают: убивать животных, чтобы проверить давно известную теорию на практике, бессмысленно и жестоко. Оппоненты до сих пор утверждают: тем самым вы ухудшаете подготовку врачей. С одной стороны, вроде бы логично: для того, чтобы научить студента оперировать, следует предоставить ему возможность потренироваться на собачках или кошечках.
Однако сегодня есть альтернативы подобным опытам, причем более эффективные.
Можно, допустим, принести в жертву всего одно несчастное животное, снять все это на видеопленку, а затем показывать процесс студентам на большом качественном экране. Разница будет лишь в том, что студенты не смогут погладить эту собаку, убежден Сергей Денисов.
Сейчас во многом спасают современные технологии. Практически все опыты можно перенести на экран компьютера: имеются специальные программы, моделирующие живые организмы, с помощью которых студенты наблюдают за показателями состояния организма, деятельности сердца, кишечника. Между прочим, раньше, на живом животном всю эту информацию получить было невозможно. Выходит, те опыты по информативности уступали современным виртуальным, а жертв требовали много.
Полностью отказаться от опытов над животными, может быть, и не получится. Наука, как известно, требует жертв. Но, по крайней мере, в учебном процессе можно обойтись и без них.
«Поначалу, когда я только стал проректором и мне пришла заявка на тысячу лягушек, я воспринял ее лишь с экономической точки зрения, — рассказывает Сергей Денисов. — Тогда одна лягушка стоила 5 рублей, значит, вся заявка обойдется в 5 000 рублей (или 5 тыс. долларов, по тем временам). Дороговато… И я позвал заведующего кафедрой: а нельзя ли обойтись меньшим количеством? Мы с ним обратились к лабораторному практикуму и увидели, как много в нем прописано бессмысленных истязаний. Тогда мы впервые задумались и об этической подоплеке происходящего…»
Речь ведь идет о страданиях живых существ. Причем страданиях не только физических. Ведь собака, которую привели для эксперимента, предчувствует муки, которые ей предстоит вынести. Животное тоже имеет права, в том числе и право на жизнь. Основателями идеи «прав животных» были серьезные ученые, пришедшие к ней через анализ общих черт человека и животных. Так, Том Риган, профессор философии университета Северной Каролины (США), считает, что люди и животные имеют много общих свойств (например, память или способность желать), могут чувствовать, испытывать радость и страх, страдать от мучений, и на этом основании следует признать за животными те же права, что и за людьми. Питер Сингер в своей культовой книге «Освобождение животных» подходит к рассмотрению понятия права с точки зрения утилитаризма. Он вводит понятие «специецизм» — видовая дискриминация, по аналогии с расизмом и сексизмом. Специецизм — это когда один вид (то есть, как правило, человек) нарушает права других видов. По логике автора, так же как расист не имеет права считать себя выше представителей других рас, так и человек должен признать, что с точки зрения этики он ничем не отличается от животных. Он — не центр Вселенной, а всего лишь крохотное звено в цепи мироздания.
В нашей стране закон о правах животных пока только разрабатывается. Но о подвижках в этом вопросе говорит тот факт, что в апреле прошлого 2006 года был создан Национальный комитет по биоэтике Республики Беларусь. А осенью этого года была принята новая редакция Закона о животном мире, позволяющая осуществлять охрану животных на современном уровне.
Для чего все это делается? Отказ от опытов над животными и прочие вещи… «Гуманизация, — отвечает Сергей Денисов. — Некоторые говорят: «Для животных!» Нет, это в первую очередь даже не для спасения животных, а для спасения людей. Души человеческие спасать надо! Если ситуация предполагает наблюдение студента за страдающим животным без сострадания к нему… Не перенесется ли потом подобное равнодушие к чужим страданиям и на будущего пациента?»

Светлана БУСЬКО

__________________________

Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется.
Уэсиба Морихэй

Изображение пользователя ирина.

Nata

Nata пишет:
ОБЫКНОВЕННЫЙ САДИЗМ
Нет, это в первую очередь даже не для спасения животных, а для спасения людей. Души человеческие спасать надо! Если ситуация предполагает наблюдение студента за страдающим животным без сострадания к нему… Не перенесется ли потом подобное равнодушие к чужим страданиям и на будущего пациента?»

Светлана БУСЬКО


не верю, что все будущие врачи делали это.
__________________________

Утренний бутон
Прячет в себе целый мир,
Но открыть нельзя...
Катрин Оглар

Изображение пользователя Captain Flint.

Вопрос с одной

Вопрос с одной стороны понятный и логичный, с другой - весьма сложный. Многие согласятся с тем, что причинять боль животному даже в интересах людей - это плохо и негуманно. Но врач, прежде чем прийти к реальной операции на человеке, должен уже уметь это делать. Ведь врач должен быть хладнокровным и не терять сознание от вида крови или от осознания того, что он причиняет боль пациенту. Видеофильмами реальному опыту хирургической операции не научишь... Чем заменить живое существо? Вполне вероятно, что в какой-то мере решением послужила бы замена живого существа на биоробота. Но такого надо еще создать - это раз, и последнее слово всё-таки должно быть за медиками - это два.


__________________________

Captain Flint

Internet Map Rambler's Top100 Rating All.BY Yandex cite